Как управлять своей мотивацией с помощью оценивания?
Мотивация — это главный вопрос психологии. Как мотивировать на что-то других и, в особенности, как мотивировать на что-то себя — это считается главной загадкой психологической науки. Однако же существуют люди, которые не испытывают проблем с мотивацией! Они точно знают, что они хотят и что им делать. И при этом они не знают никаких волшебных «психотехнических» приёмов. Как же им это удается?
Ответ прост. Раз они не знают никаких волшебных приёмов, но при этом высоко мотивированы — значит, секрет мотивации есть вполне очевидная вещь. Настолько очевидная, что мы наблюдаем её повсюду, но не замечаем, в силу её обыденности. Что же это за вещь?
Эта вещь — оценивание.
Оценивание различных вещей как хороших и плохих. Оценивание того, насколько эти вещи хорошие или плохие для нас. Оценивание того, насколько одни вещи лучше других и одни вещи хуже других.
Это действительно элементарно. Мы слышали об этом с детства. Помните детское нравоучительное стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?». Это тоже оно. Да, там речь шла о морали, но мораль — это тоже один из способов мотивации людей. Между прочим, в философии (не в психологии!), вопросами мотивации занимается этика — то есть учение о морали.
То есть люди с «высокой мотивацией» отличаются от людей с «низкой мотивацией» всего лишь умением оценивать различные явления как хорошие или плохие. Или, если точнее — умением оценивать различные явления максимально точно и часто.
Пример, он же упражнение. Осмотритесь вокруг. Просто посмотрите вокруг себя (и ещё внутрь себя). Можете ли вы про каждую наблюдаемую вещь, событие или явление сказать, что оно вам нравится или не нравится? Можете ли вы оценить каждое явление? Можете ли вы выразить своё отношение к каждому явлению в числах (положительных и отрицательных)? Можете ли вы сравнить каждое явление с каждым на предмет того, какое явление лучше какого, а какое — хуже какого?
Если не можете — вероятно, у вас часто бывают проблемы с мотивацией. Наверняка, вы часто просто сидите и не знаете, чем себя занять.
Как решить эту проблему прямо сейчас? Очень просто — начните оценивать! Дайте прямо сейчас оценку каждой вещи, которую вы наблюдаете и которую вы знаете. Для начала можно оценить максимально приблизительно, просто на уровне «Это мне нравится. Это мне не нравится». Затем можно перейти к более точным оценкам и сравнениям.
И действительно — когда вы можете точно оценить всё, что знаете, вам будет очень легко понять, что вам делать. Вот это вам нравится — вы это делать будете. Вот это вам не нравится — вы этого делать не будете. Всё! Вопрос лишь в том, насколько точно и детально вы всё это знаете.
Конечно, есть ряд восточных учений, направленных на обратную цель — отключить оценивание как таковое. Но, если честно, такой подход далеко не всегда полезен. Он бывает полезен, когда вам надо успокоиться или когда вы застряли в чрезмерно негативных оценках всего подряд. В остальных случаях такой подход обычно вреден. Да и те же восточные учения, если не иметь в виду только какой-то чистый дзен, обычно имеют свои представления о хорошем и плохом — равно как и все остальные религии мира.
Но, естественно, умение оценивать не означает, что вы обязаны точно следовать моральным принципам тех или иных религий. Умение оценивать — это умение делать оценки самостоятельно, не обязательно ориентируясь на чужие мерки. Хотя для кого-то использование готовых моральных и оценочных систем может быть удобно — почему бы и нет?
Однако всё это не отменяет того простого факта, что любая мотивация основана на оценках. Чтобы в любой момент точно знать, что нам делать, мы должны не менее точно знать, что нам нравится, а что — не нравится. Мы должны уметь оценивать и постоянно развивать это умение.
И когда мы разовьем это умение достаточно хорошо — любые проблемы с самомотивацией у нас просто перестанут возникать.