Критическое мышление. Почему одни верят, а другие проверяют?

Люди всегда делились на тех, кто верит недостоверной информации, и на тех, кто во всём сомневается и ищет доказательств. Интернет, конечно, подлил масла в огонь, и теперь разница между этими категориями людей стала намного более явной. Значит, самое время поговорить о критическом мышлении.

Критическое мышление — это способность ставить под сомнение получаемую информацию, проверять её, копаться в источниках (проверяя и их достоверность, разумеется), задавать вопросы, сравнивать с уже известными данными. Прежде чем принять что-то на веру, обладатели развитого критического мышления как следует изучат полученную информацию, устроят ей тест на научность и только после этого обрадуются новым знаниям.

Формируется критическое мышление ещё в дошкольном возрасте. Это как раз тот период, когда ребёнок начинает задавать кучу вопросов и любимым словом его становится «почему». Ребёнок становится любознательным. И если не отмахиваться от его вопросов, то тяга к знаниям у него останется на всю жизнь, а мышление станет критическим.

Проблема в том, что развитие критического мышления у ребёнка автоматически делает его неудобным для родителей и учителей. Ведь такой малыш, вместо того чтобы просто слушаться и делать, что говорят, начинает задавать миллион вопросов, сомневаться в авторитете взрослых. С таким ребёнком трудно. Если родители готовы терпеть неудобства, если они понимают колоссальную важность этого этапа, то, конечно, они будут тратить время и силы, отвечая на вопросы. Но давайте честно: сколько таких родителей? А сколько их было в авторитарном педагогическом прошлом нашей страны, когда считалось, что выделяться — плохо, а быть послушным — хорошо? А педагоги и по сей день отчитывают мам за излишнюю любознательность их детей.

Чтобы у ребёнка развивалась критичность мышления, важно, чтобы родители не только отвечали на его вечные «почему», но и задавали аналогичные вопросы самому ребёнку, общаясь и считаясь с ним как с человеком, имеющим собственное мнение. Так он будет учиться аргументированно мыслить, вести диалог и осмысленно принимать решения. В результате он будет понимать, чего и зачем он хочет, научится слышать собственный голос, вместо того чтобы слепо следовать ожиданиям других и в 30−40 лет мучиться вопросами «Кто я?» и «Чего я хочу?». Эти вопросы — самый настоящий персональный ад для тех, кто в детстве были послушными и удобными. Ведь эти люди угодили всем, по дороге потеряв самих себя.

Интересно, что у многих таких людей критичность развита только в определённых сферах. Например, если в семье поощрялось интеллектуальное развитие ребёнка и научная достоверность его знаний, то он может быть достаточно критичен в отношении различных суеверий, но при этом он может быть не способен поставить под сомнение мнение самих родителей. То есть в приметы человек не верит, но усомниться в мамином праве соваться в жизнь своих взрослых детей он не в состоянии.

Если же взрослые вообще отмахивались от его «почемучек» и требовали молчаливого послушания, то критическое мышление у такого человека вообще будет развито слабо. И проявляться это будет примерно так:

1. Склонность принимать на веру новую информацию.

На самом деле такие люди обычно верят не всему подряд, а тем убедительно звучащим теориям и постулатам, которые приняты в обществе (в том обществе, в котором человек чаще всего находится) и/или выглядят как научные.

2. Неспособность аргументировать свою позицию.

Иллюстрация:

— Надо выйти замуж и родить двух детей. - Зачем надо и кому? - Надо.

Занавес.

3. Отсутствие способности к рефлексии.

Проще говоря, навык самонаблюдения развит слабо. Такой человек с трудом может наблюдать за собственными действиями и чувствами, а тем более — их анализировать и замечать собственные ошибки.

4. Невозможность принять на себя ответственность.

Что логично. Если человек не в состоянии понять собственной роли в происходящем, то он и ответственность за это нести не будет — не он же виноват. Кстати, это очень видно в обучении: критическое мышление позволяет человеку вынести для себя что-то полезное из любого знания, пусть и самого бредового. А вот некритичные люди не могут применить даже самые ценные сведения.

5. Зависимость от мнения окружающих.

Критичное мышление подразумевает способность мыслить самостоятельно, анализировать и делать выводы. Но если самому никак, то нужна постоянная опора — костыли в виде чужого мнения. Такие люди делают то, что модно, и думают так, как принято думать.

Но и тут тоже есть интересный момент: даже если у такого человека и присутствует своя точка зрения на происходящее, то некритичность будет выражаться в том, что он своё мнение не озвучит — побоится осуждения.

5. Слабо развитая способность взаимодействовать с абстрактными понятиями.

Особенно важным критическое мышление становится тогда, когда речь идёт не о чём-то наглядном и понятном, а о более абстрактных вещах, которые нельзя пощупать. Если речь идёт, например, о литературе или философии, то от человека требуется способность строить логические рассуждения, задавать непростые вопросы и искать на них ответы. Поэтому людей с неразвитым критичным мышлением так редко интересуют «высокие» материи.

Критичность мышления — это норма для взрослого человека и зрелой личности. Но часто происходят «сбои» в развитии. И это легко наблюдать: посмотрите, сколько людей слепо верят в те или иные идеи, не усомнившись в их достоверности. А сколько раз вы сталкивались с бестактными вопросами, с той простотой, которая хуже воровства? Кстати, то, что называют «праздным любопытством» — тоже симптом некритичности мышления. Это детям может быть «просто интересно». А взрослому эта самая критичность даёт возможность поставить себя на место другого, представить, что он чувствует, не причинит ли любопытство кому-то боль, насколько уместным будет вопрос.

В норме эти способности развиваются лет в семь.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: