Дети и Интернет: о чем необходимо рассказать?
О чем мы вспоминаем, когда речь заходит о безопасности наших детей? Список вопросов примерно одинаков, и можно сказать, передается из поколения в поколение. Нужно научить переходить дорогу, не открывать дверь незнакомым, не уходить с площадки, не брать ничего съестного у чужих людей, научить правилам безопасного поведения в школе, саду, лифте, на дороге, на улице… По мере того, как ребенок становится более самостоятельным, всплывают новые «пункты» — как правило, родитель проговаривает с ребенком то, чему его самого учили.
В детских садах и школах на уроках безопасности ребенок учится тому же, что мы изучали двадцать лет назад. И ввиду того, что жизнь стала интенсивнее — машин с каждым годом все больше, а в любом торговом центре очень легко потеряться, задача родителя усложнилась, появилось больше тревожности — как ребенку обеспечить безопасность в мире со столь интенсивным ритмом?
До сих пор для нас безопасность — это безопасность во внешней, реальной среде. И очень мало говорится о том, что таит в себе среда виртуальная. При этом среднестатистический школьник по несколько часов в день проводит в гаджетах и Интернете, где разноплановый и неконтролируемый со стороны родителей информационный поток. Конечно, об очевидном — доступе к игровым и порнографическим сайтам родители заботятся. На этом все. В сознании у большинства родителей этим опасность интернет-среды ограничивается.
Социальные сети стали уже практически неотъемлемым атрибутом нашей жизни. Страничка в Фейсбуке, ВКонтакте, Одноклассниках есть практически у всех. И дети, и подростки — не исключение. Ребенок получает практически неограниченный доступ к контактам с другими людьми. В том числе взрослыми, и подростками, имеющими негативные намерения — распространение наркотиков, удовлетворение сексуальных потребностей.
Эта часть жизни существует, и она огромна — но скрыта от глаз окружающих. Любой, прикрывшись красивой аватаркой, может попытаться наладить контакт с вашим ребенком. Тысячи детей, движимые желанием понравиться, потребностью быть принятыми, вступают в переписку, за которой следует: предложение встретиться, предложение отправить фотографию эротического содержания и обмен такими фотографиями и материалами, предложение попробовать наркотики и рассказ «из первых рук» от том, как все это здорово, как дает ощущение полноты жизни, решает проблемы, дает возможность вступить в «элитный клуб» и быть принятым, возможность «делать то, что всегда хотелось», ведь родители этого не позволяют. Ответственность каждого родителя — провести разговор с ребенком. О том, что можно увидеть в интернете, о том, что может скрываться за аватарками незнакомых людей, о том, что они в общении преследуют исключительно свою выгоду.
В подростковом возрасте ребенок особенно уязвим. Здесь и гормональный всплеск, и отделение от родителей, встреча со своими тяжелыми переживаниями, влюбленность, первые неудачи, комплексы, конфликты с одноклассниками… Виртуальный мир может показаться заманчивым избавлением от проблем, здесь — легкость общения, возможность казаться более уверенным, возможность проявить свою сексуальность…
Еще одна неприглядная сторона виртуального присутствия в социальных сетях — это набирающая сейчас огромные масштабы травля подростков через специальные сайты и профили в Фейсбуке и ВКонтакте. Обычно травля начинается анонимными пользователями. На подростка обрушивается шквал полных ненависти, злости сообщений. При этом преследуется цель — унизить, растоптать личность, лишить опоры, ориентиров. И это очень просто сделать — травля обычно бывает коллективной, это выглядит так же, как когда весь класс бьет и унижает одного… Подросток испытывает чувство бессилия и невозможности противостоять этому, а если родители и учителя не знают, что происходит, он остается с этим один на один.
Тема травли в Интернете — отдельная, огромная, болезненная, к сожалению, уже есть статистика о том, что каждый четвертый школьник сталкивается с этим в социальных сетях… Не все дети справляются с подобной ситуацией. Иногда это приводит к попыткам суицида. Часть таких попыток — завершенные.
Родительская ответственность — осознавать, что мир изменился. Что кроме очевидных, «реальных» опасностей в виде интенсивного движения на дорогах, наркотиков и чужих людей, есть еще и виртуальный мир, не менее травмирующий и занимающий большую часть жизни и времени вашего ребенка.
Что делать? Разговаривать. Рассказывать о том, что существует, что может произойти, предупреждать, информировать. И знать, что мы живем в 21 веке, когда социальные сети не менее реальны, чем-то, что происходит во дворе и в классе.