Альберт Анкер, «Гражданский брак». Как это было?
Среди множества картин швейцарского народного художника Альберта Анкера есть полотно, выпадающее из его привычной тематики — «Гражданский брак».
Для начала необходимо пояснить, что такое гражданский брак (гражданская регистрация брака).
Гражданская регистрация (в России принят термин «регистрация актов гражданского состояния») — правительственная система записи событий в жизни граждан и жителей страны. Начальной целью была защита частных прав. Впоследствии регистрационные данные использовались для сравнения с другими странами. Первая страна, которая установила порядок регистрации населения — Швеция, 1631 год.
До появления правительственных постановлений о гражданской регистрации брака церкви вели книги, в которые записывались брачующиеся, их свидетели и поручители (если таковые требовались). Необходимость внецерковного регулирования брачного права возникла при появлении смешанных (с точки зрения религии) браков: например, протестанта с католичкой.
Законодательство определяло права вступающих в брак, в частности, наследование титулов и имущества.
Действие происходит в конторе, на которую государство возложило обязанность записывать изменения в состоянии граждан: рождение, бракосочетание, смерть и прочие данные, которые позволили бы правителям планировать свою работу с населением.
Особой роскошью помещение не отличается, тесновато и мебели негусто. Шкафы с регистрационными книгами, какие-то объявления или своды правил на стене, конторка с прессом для сшивания бумаг.
В кресле возле стола сидит заведующий этим заведением. Он смотрит, как невеста заполняет журнал. В конторе присутствуют свидетели и родители. Понять, где кто — невозможно, но несомненно, что пожилая женщина — это мать жениха. Судя по выражению ее лица, она очень недовольна браком.
В чем может быть причина недовольства? Прежде всего, в том, что жених и невеста разного вероисповедания (он — католик, она — кальвинистка, хотя может быть и наоборот). Скорее всего, невеста — бесприданница. Похоже, что седой мужчина, сидящий спиной к зрителю — ее вдовый отец, а мальчик и девочка — ее брат и сестра.
Молодые очень серьезны, можно сказать — озабочены (художник подчеркивает это черным цветом платья невесты). Что их заставило пожениться? Любовь? Или надо скрыть интересное положение невесты? И что их заботит: где и на что они будут жить?
Будет их брак счастлив? Как долго они будут вместе? Художник написал картину, в которой ответ на такие вопросы не читается…
PS. В статьях о регистрации брака можно встретить термин «брачный обыск». Это — документ, свидетельствующий об отсутствии препятствий к заключению брака. Церковные книги с брачными обысками существовали при православных храмах и велись до отделения церкви от государства.
Как пишут историки, «брачный обыск включал восемь позиций, подлежащих исследованию священником: 1) звание и состояние; 2) место жительства; 3) возраст; 4) отсутствие плотского и духовного родства и свойства; 5) семейное положение; 6) взаимное согласие (отсутствие принуждения) — до 1775 года от родителей венчающихся также требовалась присяга, что жених и невеста добровольно вступают в брак, без принуждения со стороны родителей; 7) согласие родителей или опекунов; 8) необходимые письменные документы, прилагавшиеся к обыску».