Какие «черепки», «горшки» и «косточки» собирали на Руси в Чистый понедельник?
Не зря говорится, что колесо истории назад не вертится. На Руси дохристианской Масленицу гуляли аккурат на следующую неделю вслед за той, которая установилась в православном государстве, то есть приходилась допрежняя Сырная на первую неделю Великого поста. Но народ сметлив и удумал справлять «тужилки» (горевание) по Масленице целую седмицу по её окончании, как раз на срок ушедшей, казалось бы, традиции.
И «тужили» повсеместно, надо сказать, очень весело и задорно, соблюдая прежние ритуалы и обычаи, но обставляя их «горевательными» и «очистительными» поименованиями и значениями.
В Чистый понедельник раным-рано поутру деревенские мальчишки с ухватами и мётлами обходили крестьянские дворы с речёвкой:
Мы Масленицу прокатали, святы вечеры проиграли, а рождественский пост пропряли. Свет наша Масленица, дорогая! Где ты ночь ночевала? Под кустом на дорожке. Ехали скоморошки, вырезали по пруточку, сделали по гудочку. Вы, гудочки, не гудите, Масленицу не будите.
Понятное дело, за визит им полагалось угощение («косточки»).
Чистый понедельник — время очищения, поэтому следовало прибираться в доме и ходить в баню. Сметливые сельчане собирали ватаги ряженых для обхода домов с проверкой, насколько тщательна уборка, и предложением своей помощи в ней, в частности, подсобрать оставшиеся от празднеств «косточки» и «черепки», сиречь доесть и допить остатки с пиршественного стола для того, чтобы «очистить посуду/горшки» от скоромной пищи. Правда, в иных местах считалось грехом доедать масленичную пищу, и её скармливали скоту, так произошло название — Козья масленица.
Кроме того, в Чистый понедельник пекли «туженники» — это такие булочки из неиспользованного блинного теста из пшеничной или гречневой муки. Я как-то попробовала испечь взамен полюбившихся заварных блинов, получилось подобие эклеров. Пришлось срочно готовить крем и заправлять им пирожные. Кстати, могу поделиться рецептом теста. На полтора стакана муки потребуется 3 куриных яйца, 3 столовые ложки сахара, щепотка соли, половина чайной ложки соды, стакан кефира и стакан крутого кипятка. Яйца взбиваются с сахаром, соль растворяется в кефире, потом всё смешивается и вливается в просеянную муку. Замесив тесто, добавляем кипяток с растворённой в нём содой, предварительно погашенной лимонным соком, размешиваем и даём тесту «отдохнуть» перед выпечкой полчаса.
Но вернемся к обычаям предков. «Съестная» тема присутствовала и в уличных забавах. Традиционные кулачные бои (или гусиные, петушиные и собачьи схватки) назывались «выколачиванием лепёшек» или «вытрясанием блинов». Молодёжь устраивала «догонялки», в которых добры молодцы пускались вдогонку за убегающими с оглушительным визгом красными девицами и кидали их в сугроб или специально вырытую снежную яму, выкрикивая: «Черепки надо убирать!» В этот день дозволялось подстерегать девушек и молодух на улице, хватать и катать по снегу, закапывать или засыпать снегом. Это значило «посолить, чтоб не портились». Иногда так же поступали с молодожёнами.
Женское население проводило весёлый обряд на богатый урожай льна и проса: все от мала до велика катались с гор на досках от прялок, стараясь проехать как можно дальше, чтобы растения уродились «долгими» и «чистыми». Чемпионку хвалили и славили.
Без прялки не обходилась и другая потеха: бабоньки усаживали на санки мужика или ряженого под бородача мальчонку, вручали детали прялки (донце, гребень, намычку), обязав «прясть», и катали по округе со смехом и пением:
Масленица — кургузка, Без тебя нам жить груска: Сыра, масла полизала, Нам, дурам, не сказала.
На Русском Севере молодёжь собирала по дворам черепки, грузила на повозку, которую вечером следовало отвезти за околицу и сжечь в костре. Кое-где запрягали в сани коня, обряженного в штаны, навешивали колокольцы под дугу, нагружали «горшками» (ребятней), и «выряжуха» (женщина в шутовском наряде) катала их на закате по деревне, чтобы северный шёлк вырос долгим. Встречных сельчан (а их собиралось много) спрашивала: «Нужны ль горшочки? А кому плошечек, а кому рыльничков?» Горшочки и рыльнички — это мальчики, плошечки — девочки.
Или затевали днём «горшки возить». Сажали на сани детей вповалку и катали, приговаривая: «Кости-то растеряли!»; «Косточки-то соберите!» Или везли их на ледяную горку, катание с которой тоже называлось «собиранием костей». А обряд надевания на лошадь штанов проводился в некоторых местах после бани и символизировал прекращение супружеских интимных отношений вплоть до Пасхи.
В разных местах Чистый понедельник называли ещё и по-другому: Малая масленица, Вступник/Ступник (в связи с наступлением Великого поста), Дужик (то есть сильный, крепкий). А ещё — Полоскозуб, по обычаю «полоскать зубы»… водкой перед походом в баню и после него. Это тоже считалось очистительным обрядом. По поверью: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть».