Кто получил «Хрустального медведя» на Берлинском кинофестивале-2016?

20 февраля в немецкой столице состоялась торжественная церемония подведения итогов Берлинале-2016 (66-го международного Берлинского кинофестиваля), на которой, собственно, и определилось, кто же стал его почётным номинантом на этот раз. И среди тех, кто повёз в родные края «Золотых» или «Серебряных медведей», между прочим, отметились и наши соседи.

Фильм «Я здесь» латышского режиссера Ренарса Вимбы, участвовавший в параллельной конкурсной программе детских и юношеских фильмов «Поколение» (категория «14+»), получил «Хрустального медведя». Событие, прямо скажем, не проходное. Достаточно отметить, что на участие в программе «Поколение» этого года было подано более двух тысяч (!) заявок. А в категории «14+» вместе с латвийской кинолентой участвовали ещё 15 полнометражных фильмов. Так что и у организаторов фестиваля, и у международного жюри выбор был.

И они выбрали — «Я здесь». Хотя этот фильм для режиссёра — дебютный. В Латвийскую академию культуры 33-летний Ренарс Вимба поступил в 2008 году. Через три года, закончив её, он получил степень магистра по режиссуре. Параллельно учился и в Балтийской киношколе (Таллинн), где его педагогом был известный американский специалист, профессор своего дела — Борис Фрумин.

В Литве, России и Германии Ренарс занимался в разных творческих мастерских. И только убедившись в основательности полученной им теоретической базы, принялся за практику. Сначала снял несколько короткометражных фильмов, среди которых были и документальные, и игровые. А потом… Взялся за «полный метр». Которым стал «Я здесь».

Премьера фильма на Берлинском фестивале состоялась 14 февраля, в День всех влюблённых. Наверное, не случайно. Есть в кинокартине и любовная линия, возникающее чувство между её главной героиней — 17-летней Раей (Эллина Васка), и приехавшим из столицы практикантом — учителем английского языка (Эдгар Самитис). И хотя по ходу развития сюжета зритель чувствует, что эта близость не случайна, они оба нужны друг другу, но… Всё заканчивается довольно печально. Учитель бросает Раю.

Всё так непросто в этой жизни. Особенно, когда ты только начинаешь жить. Отец Раи и её 12-летнего брата Робиса (Анджей Янис Лилиенталс) умер, мать (Резия Калныня) уехала на заработки в Англию, и с тех пор о ней — ни слуху ни духу. И ребята живут с бабушкой (Рута Биргере) на небольшом хуторе в Латгалии, пограничной с Россией исторической области Латвии на северо-востоке страны. Хутор как хутор. Сотни, если не тысячи, таких разбросаны по опустевшему, депрессивному, но по-своему красивому и прекрасному краю: старый, обветшалый домишко, охраняющий его барбос на цепи и небольшой, запущенный яблоневый сад.

И вот его, прямо как в знаменитой пьесе Антона Палыча, бабуля собирается продавать. А вместе с ним и дом. Но ведь это — отчина Раи и Робиса. А за неё — надо бороться. И Рая пробует это сделать. Правда, опять же — без особого успеха.

Дом бабуля продаёт. А продав — умирает. И дети закапывают её тут же, в саду. Под уже проданными яблонями. Нет, они не садисты. Но… Как жить без бабушкиной пенсии? И в детский дом им тоже не хочется! А хочется, как и всем нам, тепла и любви. К маме… К маме очень хочется!

И тут… О чудо! Рая выигрывает олимпиаду по английскому! Да, может, как человек и мужчина, практикант и не самая хорошая личность в окружающем Раю мире, но… Как педагог, оказывается, очень даже приличный профи! А главный приз победителю олимпиады от одной из латвийских авиакомпаний — билет в Лондон. И вот уже Рая идёт по улицам английской столицы. К маме.

Но та даже не пускает её за порог своего нового дома. Не обнимает, не целует, не прижимает к себе. Она физически не может этого сделать. Потому что на руках у неё маленький ребенок. Всё, что она может пожертвовать для дочери — это разговор на пару минут на лестничной клетке. И деньги. На обратный билет.

Что на это скажешь? Тем более, родной матери. Даже если тебе больно. Очень больно. Обратно, так обратно.

И Рая возвращается. Но не домой — на давно проданный и практически разваленный хутор, а в детский дом, куда за время её отсутствия уже определён Робис. И хотя главная цель её поездки в Лондон не достигнута: возвращается она одна, без мамы, но… Приезжает не с пустыми руками. Она привозит брату фирменные кроссовки. Красные! И это яркое цветовое пятно на фоне серого монохрома их прошлой жизни, на мой взгляд, — символ надежды. Свет, который судьба и автор сценария зажигают в тоннеле жизни подростков: всё плохое остаётся в прошлом, а в настоящем и, тем более (!), в будущем — только хорошее. Ну, хотя бы потому, что плохое не может длиться бесконечно. Когда-то должно… Обязательно должно начаться хорошее! Ведь человек рождён для счастья.

Как поделился своими впечатлениями от просмотра «Я здесь» один из зрителей: «Удивительный фильм. Умный, красивый, без соплей и чернухи». А кино, оно ведь, собственно, и снимается для зрителя. Так что приз свой в Берлине латвийская команда, снявшая эту киноленту, получила вполне заслуженно.

Правда, у какой-то части читательской аудитории может возникнуть вполне закономерный вопрос: а чего это я так радуюсь за ныне самостоятельных и порою не очень дружелюбных к нам латышей? Что?.. Возникает?! Ну, тогда отвечу на него примерно так. Да просто потому, что я ещё помню Рижскую киностудию. И фильмы, что снимали на ней. Причём не только художественные!

Что я говорил в самом начале этого материала? «Всё так непросто в этой жизни. Особенно, когда ты только начинаешь жить». А не продолжение ли это темы, которую в 1986 году своим документальным фильмом «Легко ли быть молодым?» поднял позже так безвременно и трагически погибший Юрис Подниекс? Между прочим, в 1988 году эта кинолента была отмечена призом FIPRESCI на международном кинофестивале в Каннах.

Если же об игровых картинах киностудии, то самая известная из них, пожалуй, «Долгая дорога в дюнах». Когда она в самом начале 80-х вышла на экраны, то не только Латвия, весь Союз от Минска до Владивостока с нетерпением ждал очередной серии. И как только начиналась её трансляция, бросал все дела и собирался у экранов своих телевизоров.

А какие детективы снимались в Риге! Вспомним хотя бы «Двойной капкан», ставший лидером кинопроката в 1986 году, когда его посмотрели 42 миллиона (!) зрителей. Саундтрек Раймонда Паулса к фильму, между прочим, в этом же году был выпущен на отдельной грампластинке. И таких картин можно вспомнить не одну, не две. Хорошие детективы Рига снимала практически ежегодно: «Три дня на размышление» (1980), «Следствием установлено» (1981), «Когда сдают тормоза» (1984).

Уже привыкший к этой доброй традиции зритель ждал: «Ну, что такого, новенького, покажет нам Рига в этом году?» А зрительский интерес — один из движителей творческого процесса. Побудительный мотив снимать лучше, качественнее, учась на тех ошибках, от которых не застрахован никто. Тем более, когда начинаешь что-то новое, чего до тебя ещё не делали.

Так что в достижениях латвийской составляющей общей для всего Союза советской киношколы есть какой-то и мой (пусть совсем небольшой!) вклад — как заинтересованного и прилежного зрителя. Мой, ваш, их. Наш, общий вклад. А советская, в т. ч. и латвийская, киношкола того периода не ушла в никуда. Она осталась в специалистах (режиссерах, операторах, монтажёрах), которые снимали тогда. Но люди не живут сами по себе. Они живут в социуме. Которым востребован опыт прошлых поколений.

Вот я и радуюсь за «Хрустального медведя», полученного латвийскими кинематографистами. Потому что маленький кусочек этого хрусталя — мой, ваш, их. Наш, общий. Так давайте все вместе порадуемся за Ренарса Вимбу, всю его творческую команду и созданный ими фильм. У них получилось! И от этого в выигрыше мы все. Зрители. Вне зависимости от территории проживания и гражданства. Все.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: