Глупеют ли современные люди?
Вопрос интересный и в какой-то степени даже провокационный для обсуждения. Какое может быть понижение «умности» у нас, если во времена фараонов в космос корабли не запускали, искусственный разум не пытались создать, Интернета не было и так далее? Но пирамиды построены неведомым до сих пор образом. Необходимого количества рабочей силы для «вырубания» из скал многотонных глыб, их точного обтёсывания и подъёма в Египте не было и не могло быть.
В тупик поставлены учёные, когда при археологических раскопках были найдены фигурки, очень похожие на планеры. Получается, что ещё задолго до нашей эры люди уже могли летать? Модели этих фигурок при копировании форм полетели!
А как отнестись к тому, что найдены древние сосуды, выполнявшие роль электрических аккумуляторов? Примитивных, но вполне пригодных для освещения помещений. Правда, сами электрические лампочки археологи не нашли. Но они и не могли сохраниться — слишком хрупкие.
А теперь давайте вспомним, есть ли в истории другие невероятные, на первый взгляд, примеры того, что многие современные изобретения просто повторены, а основой послужили дошедшие до нас сведения. Тот же компьютер был известен очень давно. Но не в электронном виде, а в механическом. Об этом стоит сказать подробнее.
В 1900 году на глубине свыше ста метров возле греческого острова Антикитера был обнаружен древний корабль, потерпевший крушение. Со дна подняли большое количество находок. Одна из них развалилась на части с металлическими шестернями внутри. В таком виде находка оставалась до 1951 года, поскольку никого не заинтересовала. И лишь английский физик Дерек Цена проявил к находке интерес. Он установил, что механизм сделан ещё до нашей эры. Ему более двух тысяч лет.
Полвека ушло на восстановление этого устройства. К 2005 году удалось расшифровать 95% выгравированных на металле надписей. Механизм собрали, копируя детали после 3D рентгеновского сканирования. Оказалось, это был аналоговый компьютер, который с невероятной точностью рассчитывал астрономические явления при помощи всего лишь 38 механических своих деталей в виде шестерён и циферблатов со стрелками.
Если внимательно проанализировать тесты на уровень интеллекта, сделанные полвека назад и сейчас у школьников и студентов, то можно заметить его понижение. Явление носит массовый характер и обнаружено во многих странах. Что же происходит? По мнению психологов, так сказывается прогресс. Своего рода побочный эффект его. Но весьма показательный.
Не столь давно в журнале «Trends in Genetics» была опубликована статья Джеральда Крэбтри, сотрудника Стэнфорского университета в США. Он доказывает, что более комфортные, чем в прошлом, условия существования человека «выключили» у нас ген, отвечавший за остроту ума. Он стал просто не нужен, поскольку во многом наша жизнь «запрограммирована» обществом на средний уровень проявления ума. Вполне достаточно, как говорится, соображать на «троечку», чтобы решать свои проблемы со средним «типовым» подходом к ним.
И это на самом деле так. Не надо напрягаться по максимуму, если устраивает «троечка». А большинство она устраивает. В итоге нет мутации гена, отвечающего за развитие умственных способностей. Каждое новое поколение на IQ теряет два пункта. Хотя тест на IQ вызывает много споров, но им продолжают пользоваться.
Второй фактор, влияющий на «оглупение» современного человечества — стрессы. Они сильно тормозят нашу умственную деятельность. Человек в состоянии стресса принимает ошибочные решения, полагаясь на стандартные подходы, которые далеко не всегда нынче бывают приемлемы в индивидуальном плане. Стрессовые ситуации стали постоянными у большинства людей. Сказывается и то, что сама наша цивилизация ежедневно создаёт много стрессовых ситуаций массового характера негативом в телевизоре и средствах информации, где стали преобладать материалы со смакованием убийств, разного рода насилия. К тому же всё это откладывается в голове негативом ещё и от финансового кризиса. Человек чувствует себя загнанным в угол.
Конечно, вопрос о том, глупее становимся мы или нет — очень спорный. Нельзя смешивать уровень образованности с функциями умственной деятельности. Но нельзя не замечать и того, что мы стараемся не «ломать» голову над каким-либо вопросом, слепо доверяясь стадному принципу и не желая думать своей головой.
А как же тогда с умственными способностями тех, кто получает Нобелевские премии? У них ген «умности» по каким-то причинам продолжает действовать нормально. Он потом всё же, вероятно, станет полноценным у всех нас. Но это произойдет, видимо, после того, как случится нечто катастрофическое с нашим обществом. После этого уцелевшие люди снова окажутся на пещерном уровне и будут вынуждены проявлять максимум сообразительности, чтобы выжить.