Почему медведь - символ России?
О русских (и не только) сказках написано немало научных трудов. Обычно, заинтересовавшись тем, какими были сказки «на самом деле», берутся за «Заветные сказки» Афанасьева. Действительно интересно и познавательно, и небесполезно — прикоснуться к настоящему, живому фольклору.
Жаль, что часто знакомство на одной книге и заканчивается. И этого хватает, чтобы при случае развлечь собеседников, иногда даже произвести впечатление эрудита. В самом деле: аутентичные сказки, при всей незатейливости и скабрезности, смешные.
Только этот, открывающийся под адаптациями, уровень — не всегда самый нижний. Многие старые сказки — уже народные адаптации совсем уж древних памятников народного же… Нет, не творчества. Мышления. Древние «сказки"-предания основаны на мифах. И предназначены совсем не для развлечения. Это сейчас в школах античные мифы изучают как некие предания, сродни тем же сказкам. А предки в мифах — жили. О вере речи нет!
В мифе буквально жили, ощущая себя в окружении мифологических фигур и сюжетов. При малейшем сомнении миф исчезает. К счастью, не окончательно, превращаясь в предание, сказку, догматы, игры…
Древние «сказки» не предназначены для развлечения! Если это и «история» — то скорее уж история мира, заодно описывающая и устройство мироздания. Это подготовка к взрослой жизни.
А теперь вспомним, о каких временах речь. Историки, этнографы выводят истоки мифов аж к палеолиту. Даже если они немного промахнулись с оценкой — в любом случае, древность глубочайшая. Человек отлично адаптирован к практической жизни в тех условиях, но никаких знаний о мироустройстве не имеет. А как меня учили, стремление к упорядочиванию представлений о мире является нашей естественной потребностью. И картина мироздания строится, исходя из имеющихся знаний о мире. Итог: мировосприятие пронизано мистицизмом! Повседневная жизнь наполнена ритуалами, это характерно даже для более поздних праславян, сохраняясь и после Крещения Руси…
Ритуалами оформляются, наверное, любые границы — от физических (дома, одежды, деревни…) до временных (времена года, суток…).
Естественно, обрядово оформлено и вступление в новый жизненный этап! Прежде всего, рождение и вступление во взрослую жизнь. Да они и теперь окружены ритуалами и поверьями! Разве что мы, особо отмечая рождение, свадьбу и смерть (да ещё, пожалуй, выход на пенсию…), подзабываем о совершеннолетии. Хоть мы и становимся формально полностью дееспособными, реально же…
Но первобытное общество не может позволить себе такого. В 12−15 лет ты — взрослый, добытчик, готовый оставить потомство.
У «примитивных» народов этот переход и теперь ритуально оформлен. Дальние же предки проходили важнейшую инициацию, имевшую для личности глубоко мистическое значение. И по словам этнографов, у «примитивных» народов до сих пор имеет!
Наш аналог — Крещение, инсценирующее смерть и рождение заново. Только мы рациональнее, к мистицизму не склонны и не переживаем всё это в обряде.
Теперь о сказках! Для наглядности, на нескольких примерах того, где учёные видят отголоски глубокой древности.
Сказка о медведе на липовой ноге, чью отрубленную лапу дед принес домой. Ночью медведь явился за ней на протезе, напевая:
Скырлы, скырлы, скырлы, На липовой ноге, На берёзовой клюке. Все по сёлам спят, По деревням спят, Одна баба не спит — На моей коже сидит, Мою шерсть прядёт, Моё мясо варит.
Сказка, конечно, но: дед, по ряду вариантов, шедший за медвежатиной, спящего медведя не убил. А спавший медведь от отрубания лапы не проснулся. А в песне медведя подчёркнуто, чем он возмущен:
На моей коже сидит, Мою шерсть прядёт, Моё мясо варит.
Что не так? Само «коварное» отрубание лапы или… её утилитарное использование? Логика есть. Только искать нужно задолго до истории Руси. Именно лапы (и черепа) активно использовались первобытными людьми в обрядах.
Должен был существовать запрет на убийство медведя — тотемного животного. По крайней мере, для повседневных целей: шкуры, пропитания и пр. Но! Для тотемистических систем верований характерно обрядовое убийство животного-тотема с последующим его принесением в жертву. Возможно, и поеданием в ритуальной трапезе.
Да, первобытные люди на медведей охотились. Но времена менялись и верования вместе с ними. А ведь русские сказки сохранили и сцену охоты, когда люди убивают попавшего в яму медведя огромным камнем…
Куда более близкие к нам народы Сибири, убивая медведя, просят у него прощения. Похожий обычай есть и в других регионах. Не память ли это о более давних, тотемистических, временах? А в русском языке само слово «медведь» — это ведь не имя, а прозвище: «мёд ведающий». Вообще многовато у медведя прозвищ и эпитетов, которыми и мы привычно пользуемся: топтыгин, косолапый и т. д. Так просто «подлинное» имя прозвищем не заменяют!
Кстати, можно провести параллель с ещё одним зверем, имеющим немало прозвищ — зайцем. Тоже века до 19-го табуированным. Почему — я пока не разобрался, но факт имеет место.
И как ни странно, следы древнейшего культа сохранились в современном русском языке.
С христианизацией культ медведя слился (а может, преобразовался?) с культом Велеса. В историческое время — покровителя богатства.
В древнем же культе, вспомним, особое значение имели медвежьи лапы. Объединяем… Вспоминаем устойчивые выражения… «Дать на лапу», «волосатая лапа»…
Конечно, нельзя поручиться, что здесь действительно есть связь. Но возможно! Потому как «в середине истории» было поверье: выберешь жениха с волосатыми кистями рук — к достатку в доме!