Какие известные сказки сохранили древние сюжеты? Пример первый: «Дочь и падчерица»

Символы, в том числе символы смерти, появляются в народной сказке не сами по себе, а в контексте. В сюжете. Только в каком и зачем это в детских сказках? Попробуем приложить эту теорию к практике. То есть к собственно сказкам. И разберёмся чуть подробнее и на примерах.

Сразу скажу, что не знаю, как выглядели знакомые сюжеты первоначально. Не встречал в литературе реконструкций. Но сориентировавшись в символике, можно уловить и общий смысл.

Первая сказка — «Дочь и падчерица». Хотя Википедия указывает, что сказка авторская, та же Вики упоминает наличие старого прототипа. Только прототип, похоже, не просто старый, а древний.

На первый взгляд, смысл сказки очевиден и прост: это незатейливая и поучительная история о вежливости. Так и есть… Точнее, присутствует и этот пласт — поверхностный, бытовой. Очевидный для нас.

Можно возразить: раз всё ясно — нечего мудрить и выдумывать скрытые смыслы. Действительно, к тому же выдумывать-то нечего.

Есть в этой сказке нижний, наверное, самый глубинный смысл. Только возник (или сложился) он в совершенно других условиях. Там и тогда этот смысл прекрасно понимали, и сказка действительно была призвана донести до детей нечто важное. Только не правила общежития, хотя, наверное, и их тоже. Заодно. Время было первобытное, без коллектива не выжить!

Эта сказка — «инструкция по инициации». В прямом смысле. В древности (а у примитивных народов — до сих пор!) инициация — вступление во взрослую жизнь. Обязательный этап для каждого юноши. Ах, в сказке девушка? Что ж, это лишь подтверждает её, сказки, глубочайшую древность; относит её появление к временам, когда инициацию проходили и женщины. Похоже, речь снова о неолите!

В лес девушку и вправду ведёт отец или иной родич. А дальше следуют испытания, обычно болезненные. И ещё — более или менее символическая встреча со смертью в лице медведя.

Кстати, жмурки — игра совсем не весёлая… Ведь и в нынешней, детской, сказке, ставка — жизнь! А кто такой медведь и что он символизирует, мы помним. Вообще-то, он — предок, прародитель, то есть существо потустороннее. Это подтверждает и игра в жмурки — очень архаичная, имитирующая в буквальном смысле игру со смертью!

И слепота (вспоминаем Бабу Ягу!) — традиционный атрибут смерти! Ведь сама инициация предполагает: прежний человек умирает, а появляется новый — для новой жизни в новом статусе. В данном случае — юный член племени перерождается для взрослой жизни.

В сказке ведь дочь, выиграв у медведя, получает награду. И действительно, инициация открывает путь во взрослую жизнь! Это ответственность, но это и возможности. Теперь бывший отрок — полноценный член племени, имеющий право голоса; право вступить в брак; охотник, воин и пр.

Соответственно, инициация требует от подростка подтверждения зрелости. Для того и испытания. В сказке это:

— проверка социализированности и способности принять взвешенное решение (встреча с мышью); — испытание опасностью.

О ком мы забыли? Как обычно, о самом маленьком и незаметном. А на деле — очень важном, без кого не обойтись. О мыши — медиаторе, проводнике. Ведь не медведь пришел к людям, а девушка забрела в его дом — святилище предка; фактически — божества. В потусторонний мир, куда живым нет ни хода, ни выхода. Чем закончилась бы игра один на один? Падчерица поиграла так, что предок-медведь повёз домой её косточки…

Нет, без проводника, обитателя двух миров, никуда!

Впрочем, с мышью мы ещё встретимся — в следующей статье и совсем другой сказке…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: