Как советский скульптор Гликман стал немецким живописцем с мировым именем?
В эмиграции 70-летний Гликман родился как живописец, создал свои главные живописные полотна и обрел мировую известность (хотя живописью начал заниматься давно, еще в Ленинграде).
Оказавшись на Западе, где он был еще малоизвестен, Гавриил Гликман, после ряда переездов, поселился в Мюнхене в 1982 году. Там он необычайно успешно творит в разных жанрах живописи, графики, скульптуры. Достаточно сказать, что за эти годы в Германии состоялись его выставки в Берлине, Гамбурге, Ганновере, на острове Зильт и, конечно же, неоднократно на его новой родине — в Мюнхене.
А в Баден-Бадене и Висбадене установлены два бронзовых памятника Достоевскому работы Гавриила Гликмана. И именно здесь, на Западе, Гликман открывает для себя другую Россию, из-за цензуры мало знакомую ему на родине — Россию Бердяева и Флоренского, зрелого Кандинского и Стеллецкого, Леонтьева и позднего Бунина, Россию великого множества творцов, погибших или оказавшихся за бортом официальной советской истории искусства. Так рождается «Духовная летопись России» Гликмана — цикл портретов подвижников русской культуры. Сам художник говорил о нем: «Главное в людях и в их творчестве — дух, высокая духовность, одержимость ею, что так характерно для России. И именно это я пытался выразить языком красок, линий, композиций, ритмов». В этой серии — портреты Гумилева, Ахматовой, Блока, Пастернака, Есенина, Мандельштама, Мейерхольда, Филонова, Зощенко, Бабеля, Цветаевой, Солженицына, Сахарова, Стравинского и др.
В Германии не только русская духовная жизнь волнует Гликмана. Западное искусство вдохновляет его на большую серию портретов, которую также можно определить как «духовную летопись». Среди них — портреты Шекспира, Рембрандта, Канта, Пруста, Сезанна, Ренуара, Малера, Рильке, Кафки, Эйнштейна. За время жизни на Западе окончательно созрел и сложился своеобразный и неповторимый стиль художника Гавриила Гликмана. Этому способствовала и особая свободная атмосфера Мюнхена — она стимулировала бурное развитие его замыслов, творческие поиски и находки. Часто в исследованиях критиков о творчестве Гликмана отмечается, что в нем нашли своеобразное претворение и развитие все крупнейшие художественные направления ХХ века.
Состоялось свыше 70 выставок во многих странах Европы (Германия, Англия, Голландия, Польша и др.), в Америке и в Австралии. Более 600 произведений художника (живописных полотен, графических работ, скульптур) находятся в музеях и частных коллекциях в России, США, Германии, Франции, Израиле, Польше, Италии, Голландии, Бельгии, Англии, Бразилии, Испании, Японии.
С самого начала эмиграции Гликмана поддержали наши соотечественники — русские композиторы, артисты, поэты. Оказавшись за границей, Гликман стал создавать памятники композиторам. Он был востребован. Когда тридцать работ купил у него Мстислав Ростропович — тут-то о Гликмане и заговорили. Его картины постоянно приобретал композитор Журбин. Самая большая коллекция живописных работ и графики находится в частной коллекции эстрадного артиста Льва Горелика в Саратове — 300 работ, половина всех живописных работ Гавриила Гликмана.
Портреты Гавриила Гликмана неожиданны по своей изысканности и свободе, по смелости вторжения в характеры великих и по согласию-несогласию с ними. Дерзость, доброта, эпатаж. Особенно интересны портреты тех, кого он хорошо знал и с кем долго дружил: как холоден, непримиримо грозен, жесток в оценках всевидящий глаз Шостаковича!
Гавриил Гликман оставил воспоминания о творческих людях его эпохи, с которыми он был знаком. В журнале «Звезда» № 5 2003 года были впервые опубликованы его воспоминания о дирижере Маэстро Мравинском, с которым его связывали творческие и дружеские отношения.
Гавриил Гликман умер в 2003 году в Германии в возрасте 90 лет, как писали современники: «могучий, прекрасный, ослепший. Ленинградский скульптор, участник войны, выпускник художественной академии, друг Дмитрия Шостаковича, автор единственной выставки в СССР, просуществовавшей целых два дня…»