Ложный путь к истине

Любое сектантство свиде­тельствует об узости мыш­ления, фанатичной приверженности своим идеалам и отрицанию других ценнос­тей.

Секты, как правило, огра­ниченные группы, жестко требующие признания правоты своего вероучения, связанных с ним морали и образа жизни. При этом отвергается как ложное все, что относится к вере и жиз­ни за пределами секты.

В последние годы в России быстро растет число новых религиозных движений. Некоторые из них имеют мест­ное российское происхождение (Богородичный центр, Белое братство и т.д.), но большинство попадает в страну из-за рубежа. Многие из них хорошо известны ученым-религиоведам, которые, естественно, не могут закрывать глаза па это сложное явление.

Практически каждый из нас в той или иной мере сталкивается с ними в своей повседневной жиз­ни. Как нам относиться к ним? Это далеко не праздный вопрос не только для тех, кто ищет свой духовный путь.

Объективная и достоверная ин­формация о новых религиозных движениях - это первый шаг в выработке нашего отношения к этому явлению.

Истоки происхождения сов­ременных новых религиозных движений крайне разнообразны. Прежде всего, это восточные ре­лигии (индуизм, буддизм и т.д.). Новизна движений этого типа за­ключается в том, что древние ре­лигии действуют в новых для них культурах и соответствующим образом приспосабливаются к ним. Другим источником возникновения новых религиозных дви­жений является западная оккультная традиция, претендующая на глубокую древность, но органи­зационно оформившаяся лишь в XVIII - XIX столетиях (масоны, розенкрейцеры, теософы). Тре­тий источник - процесс дроб­ления собственно христианской традиции, который достиг своего апогея в протестантизме. Мормо­ны, адвентисты, свидетели Иего­вы и т.д. - плоды этого явления. Еще один немаловажный источ­ник - язычество, культурная реабилитация которого, начатая романтиками в прошлом столе­тии, привела к созданию разно­образных неоязыческих групп в столетии нынешнем.

И, наконец, последний, но, вероятно, самый перспективный источник происхождения новых религиозных движений - син­кретизм, т. е. смешение всех вышеперечисленных элементов в самых разнообразных пропор­циях.

Синкретизм является неотъем­лемой чертой практически всех новых религиозных движений, однако в последнее время он при­нимает в них доминирующий, «безбрежный» характер. Одним из ярких примеров синкретичес­кого образования является Цер­ковь унификации, созданная ко­рейским проповедником Муном.

С января 1993 года в некото­рых российских школах и уни­верситетах ведется преподавание курса «Мой мир и я», пропаган­дирующего движение Муна. В этих учебных заведениях рас­пространяются пособия, которые несут в себе идеологию мунизма. Подростки, так же как и их роди­тели, даже и не подозревают, что им навязывают мировоззрение Муна и его последователей.

По данным экспертов-рели­гиоведов, основные положения учения «Церкви унификации» заключаются в проповедовании божественного принципа искуп­ления, беспрекословного покло­нения и служения (в том числе путем сбора средств на нужды организации) основателю церкви Сан Мен Муну, который является для адептов «воплощением бога на земле и единственным спаси­телем человечества от сатаны».

В целях реализации своих ус­тановок муниты предпринимают активные и наступательные дейс­твия по проникновению в систему российского образования, внед­рению «нетрадиционных» мето­дов обучения. Они пользуются элементарной религиоведческой некомпетентностью преподава­тельского и административного аппарата образовательных уч­реждений, руководителей орга­нов местного самоуправления. Им на руку корыстные интересы отдельных руководителей и пре­подавателей.

Ещё в 1984 году Европарламент открыто заявил, что приветству­ет непрерывное разоблачение мунистской деятельности через средства массовой информации. Чем же вызвана такая реакция?

Закрытые доктрины таких структур признают возможность использования насилия, угроз, шантажа во благо организации. Адептов побуждают к отказу от исполнения гражданских обязан­ностей, причинению вреда их здо­ровью, вовлекают в культовую де­ятельность несовершеннолетних, совершают иные противоправ­ные деяния. При этом, подобные структуры чаще всего открыто демонстрируют лояльность но от­ношению к государству, создают себе имидж законопослушной ор­ганизации, стараются заручить­ся поддержкой государственных органов и предпринимают ак­тивные попытки делегирования своих агентов в органы власти и управления.

Преступный характер деструк­тивных культов в своей основной, подводной части хорошо замас­кирован и лишь иногда прояв­ляется в виде таких инцидентов, как целый ряд самоубийств адеп­тов Церкви унификации Муна в середине 1970-х годов прошлого века, в том числе, самосожжение на пустынном морском берегу во Франции последователя Муна - Патрика Эсно.

Кстати, наряду с успешной миссионерской деятельностью, Мун сколотил немалое состояние на торговле лекарствами и сырь­евыми ресурсами. Кроме того, он стал известен как неприми­римый борец против мирового коммунизма и особенно против северокорейского режима. В США Мун развернул активную общественную и коммерческую деятельность, проявляя особый интерес к академической сфере и средствам массовой информации (Мун является владельцем круп­ной газеты «Вашингтон Тайме» и создателем «Академии мира»). Однако деятельность его в этой стране столкнулась с серьезной критикой, и в 1982 г. он был по­сажен в тюрьму за неуплату налогов. В последние годы Церковь унификации активно занимается организацией религиозных и об­щественных форумов, призван­ных способствовать сближению различных политических и ре­лигиозных сил. В основе этой деятельности лежит убеждение Муна в том, что мир находится накануне второго пришествия Христа и задача его церкви - подготовить человечество к этому событию. Основная база церкви находится в Корее и Японии, од­нако она имеет своих миссионе­ров в 120 странах (в том числе и в России).

В России в отношении орга­низации Муна было возбуждено уголовное дело по статье 143-1 УК в 1996 г. прокуратурой г.Санкт-Петербурга. Суть дела: руководители организации вов­лекают молодежь и секту, под­вергают психической обработке, подавляют волю личности, под­чиняя ее себе.

Кроме того, деятельность пос­ледователей псевдохристианс­кой оккультно-мистической сек­ты Муна в учебных заведениях является грубым нарушением российского законодательства о светском характере образования.

Нарушаются положения Консти­туции РФ, Закона РФ «О свободе совести и религиозных объедине­ниях», Закона РФ «Об образо­вании», Приказа Министерства образования Российской Феде­рации № 47 от 5.02.96 г. «О ме­рах по выполнению решений Ко­миссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации», Письма Министерства образования Рос­сийской Федерации №47/20-11п от 19.03.93 г. «О светском харак­тере образования в государствен ных образовательных учрежде­ниях Российской Федерации», письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №17-36-37/17-22 от 18.10.96 г. «О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе госу­дарственных и муниципальных учебных заведений».

Особая опасность сект заклю­чается в попытках захвата поли­тической власти и экономических рычагов управления в стране, в активном внедрении в началь­ные, средние и высшие учебные заведения, государственные ор­ганы.

В последние годы полки мага­зинов заполнили книги весьма своеобразного - не то философ­ского, не то религиозного - со­держания.

Книги, в которых повествуется о космическом разуме, измере­ниях, ранее неизвестных чело­вечеству, о путешествиях разума людей в пространстве, о демате­риализации и пр. Соединяются несоединимые, а порой и взаимо­исключающие понятия.

У многих создается впечатле­ние, что эти книги объединяют в себе всю мудрость мира, накоп­ленную тысячелетиями и сис­тематизированную в последнее время, готовы ответить на все на­сущные вопросы человечества и каждого человека в отдельности.

Именно поэтому у миллионов людей появляется уверенность, что эти работы являются панаце­ей для современного человека.

С одной стороны, надо разви­вать способность человека поз­нать мир как целое. С другой, бороться с фанатизмом недоучек, усвоивших какую-нибудь одну идею, решивших, что они знают все, и заставляющих нас делать то же самое. Потому что фана­тизм - самая разрушительная для общества сила.

Так как жертвами секстантов часто становятся студенты, я ре- шил провести небольшой опрос в среде учащихся в МГУКИ.

Как вы относитесь к рели­гиозным сектам?

«Нас, молодежь, и так лег­ко сбить с толку, мозги за­пудрить. .. Молодежь и так не задается вопросами религии, а тут еще и псевдорелигии, ко­торые преследуют корыстные цели. Это не общение с Богом, а помыкание человеческим со­знанием».

«Никак не отношусь. Руко­водители сект бывают двух типов: сумасшедшие и зашибатели бабла. Скажем, лично я никогда не попаду в секту, так как не хочу, чтобы мной руководили психи или «зарабатыватели».

«К рядовым сектантам отношусь плохо. Бедные люди. без мозгов. Ну, или люди, которые таким образом создают свой имидж (для России нехарактерно)».

«С сектантами не общаюсь, умными людьми их не считаю, но и не предлагаю расстреливать. Пусть сами свободно портят свою жизнь. Отрицательно, потому что я верю в Бога Иисуса Христа, и он для меня один».

Никита Васильев,

Московский государственный университет культуры и искусств.





Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: