Можно ли вылечить алкоголизм?
Моя прошлая статья на тему химической зависимости и созависимости вызвала бурную реакцию, дав материал для следующей работы. Основные дебаты были вызваны разными толкованиями понятия «алкоголизм», именно об этом — очередной материал.
Можно ли вылечить алкоголизм? — Нет. Можно ли бросить пить и жить счастливым даже после 30 лет ежедневной выпивки? — Да.
Почему я позволяю себе писать на эту тему? Я не ученый, не медик, не психолог. Я пишу это все как алкоголик и наркоман, который после 15 лет активной зависимости вот уже 7 лет остается трезвым. Все 7 лет активно изучал (и продолжаю изучать сегодня) свою болезнь, так как для меня это вопрос жизни и смерти.
Информацию, которой я делюсь «своим языком», легко можно найти на языке вполне научном, со всевозможными ссылками и комментариями.
Здесь я излагаю сквозь призму личного опыта.
Похоже все заблуждения на тему алкоголизма начинаются с одного — у всех людей одинаковая реакция на алкгоголь, просто одни «знают меру», другие — нет.
Это очень распространенная идея — мол, алкоголик — это тот, кто под забором, а «нормальный мужик», если захочет, сам в любой момент остановится сможет, а если не останавливается, значит, «нет проблем», либо он просто не понимает и ему объяснить можно, либо такой уж человек слабовольный (или нехороший).
Позвольте предложить иную точку зрения, основанную на предположении, что одни люди отличаются от других относительно своей реакции на алкоголь.
Есть «обычные люди», у них реакция на алкоголь обычная. Они могут много пить, могут пить часто. А могут и не пить вообще. Или выпить и остановиться. Или напиться очень сильно, а на следующий день пойти на работу и до следующего праздника не вспоминать об алкоголе.
И есть другая группа людей, назовем их «алкоголики». У этих ребят механизм контроля количества выпитого либо сломался, либо его и не было вовсе.
У этих людей реакция организма на алкоголесодержащие вещества совсем другая, и характеризуется она полной потерей контроля над количеством выпитого.
Причем теряется контроль сразу после попадания в организм любого количества любого алкоголя. Включается так называемая «тяга», которая требует еще и еще. И никакая сила воли совладать с этой «тягой» неспособна, как никакая сила воли не может справится с температурой, аллергией или поносом.
Как у одних людей — особая реакция на пыльцу. У всех — ничего, а у некоторых — слезы и сопли. Ну вот так организм реагирует. У этой группы людей (которых принято называть алкоголиками) та же самая аллергическая реакция на вещества, содержащие алкоголь.
Обычных людей уже тошнит или в сон клонит, а для алкоголика это сигнал от том, что все только начинается, и «давай, наливай!», одни с утра на выпивку смотреть не могут, а алкоголик без выпивки умирает. И никакого отношения к волевым, моральным качествам или ответственности это отношения не имеет.
Это на всю жизнь. Если «предохранитель» в организме сломан — все. Это не лечится. Такая реакция на алкоголь будет всегда, даже если 30 лет не пить, а потом выпить — включится «тяга», человек уйдет в запой, причем в еще более страшный, чем до этого, потому что организм за это время моложе не становился.
Итак, с реакцией тела разобрались. Казалось бы, все просто. И многие это свое отличие от «обычных людей» понимают, поэкспериментировав пару десятков лет. «Все. Я понял. Мне нельзя пить первую рюмку. Аллергия. Хорошо. Не буду!». Принято очередное твердое решение. И человек продолжает пить. Почему?!
Есть и вторая особенность этой группы людей. Уже психологического свойства. Это неспособность отказаться от первой рюмки, несмотря на серьезные решения, клятвы и понимание последствий. Такое выборочное безумие. Во всех остальных случаях носитель такого безумия может быть более чем адекватен, во всех, кроме алкоголя.
Эту группу людей отличает неспособность жить и радоваться жизни без алкоголя, «синдром хронического несчастья», «острая радостинедостаточность».
Ученые называют это пониженным содержанием, или способностью выработки эндорфинов (для любителей во всем разобраться досконально существуют горы специальной литературы). Я со своей колокольни. Не радуемся мы, когда другим хорошо. Плохо нам, и все тут. Вот все вроде хорошо, а нам — не очень. Уж не пишу, когда по фактам всё «не слава Богу». Всё нам не так, не там, и не тогда. Как-то неуютно. Не на месте. Не интересно. Понимаете? И закручиваются гайки, и сжимается пружина.
Долго так не протянуть. Потом, какие бы ни были обещания, зароки, серьезные дела — мы напиваемся. И ничего тут не поделать. «Ну как он мог выпить накануне важной сделки/экзамена/свадьбы?! Вот урод/слабак/нехороший человек». А он НЕ МОГ НЕ ВЫПИТЬ.
Пример. Оказывается, невозможно покончить жизнь самоубийством, задержав дыхание. В определенный момент инстинкт отрубает сознание и дышит.
Точно так же и здесь. Радость, счастье — это «дыхание души», стремление к счастью и радости — тоже инстинкт. И так получилось, что для многих людей состояние радости и счастья когда-то давно связалось с алкоголем или наркотиками, и хотя уже давно этой радости нет, а есть боль и потери, мозг искомое состояние помнит, и когда душа совсем задыхается без радости, он отрубает всякий здравый смысл, и мы идем в бар, или покупаем наркотики. Вот так.
Это — аллергия организма, особенность психики — не лечится. Это на всю жизнь, как инвалидность.
И, тем не менее, тысячи людей с подобными особенностями живут трезвыми и радуются жизни, несмотря на десятилетия жёсткого употребления.
Я в их числе. Сегодня я — отец троих детей, муж успешной актрисы, автор многих социальных проектов, таких как: «Созвездие Героев» — ежегодная церемония вручения премии «Золотое солнце» людям с ограниченными возможностями, «9 кадров» — юмористическое скетч-шоу, в котором заняты дети — ученики школы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Динамика», «Трезвая страна онлайн» — сообщество в социальных сетях для зависимых и созависимых людей, специалист по реабилитации детей-инвалидов — автор и художественный руководитель театральной студии для детей-инвалидов «Солнечный кружок» в ЦСРИиДИ Красносельского района Санкт-Петебрурга, КМС по пауэрлифтингу и боксер, в конце концов.
А так же — алкоголик и наркоман с 15 летним стажем, отец, который напился, когда шел в больницу со смертельно больной дочкой, сын, который продал квартиру матери, чтобы отдать долги, муж, улетевший отдыхать на юг, когда жену выписывали из больницы с маленьким сыном, родившимся семимесячным в полтора килограмма весом. Это моя история. Я ей не горжусь. И забывать — тоже не хочу. Пишу об этом только для того, чтобы пояснить — я там был. И нашел путь домой.
Сегодня я благодарен моей семье за то, что в моменты моего безумия, моей болезни, они оставались рядом, надеялись, верили и ждали.
Свой опыт, опыт других алкоголиков и наркоманов, сумевших изменить свою жизнь, опыт тех, кто жил рядом с зависимыми людьми, а сегодня выздоравливает вместе с ними, а так же знания профессиональных специалистов, я собрал в 30-дневном онлайн курсе «Вне зависимости» для родных и близких людей, употребляющих алкоголь или другие наркотики.