Чем психологи отличаются от фармацевтов?

Психологи пишут книжки, в которых дают советы на все случаи жизни. Фармацевты ничего не пишут, если не считать описания мудрёных химических формул для специалистов. Но и те, и другие рекомендуют что-то принять, чтобы жизнь изменилась к лучшему. И есть существенная разница.

Психологические таблетки — это советы, которыми пестрят статьи и книги психологов, прочитайте заголовки с описанием волшебных таблеток «Сто способов выйти замуж», «Пятьдесят аффирмаций, приводящих к успеху», «Пять правил финансового процветания», и т. п. Все эти способы и правила когда-то бывают полезны, разумны, интересны. Но разве всегда и для всех? И могут ли они быть вредны?

С таблетками проще. В аннотации указано, что они лечат, а также, что калечат. Побочные эффекты есть у любых препаратов, даже у витаминов, если их съесть через меру.

Иногда необходимый препарат, излечивающий одно заболевание, имеет десятки ограничений, когда его применять просто опасно — могут обостриться другие болезни, появиться новые. Об этом честно предупреждает инструкция.

Психологи выдают рецепты, не указывая возможные побочные эффекты.

Например, Рачард Эванс рассказал про эффективный способ спасти семейные отношения. Он стал спрашивать свою жену: «Как мне сделать твой день лучше?» В результате в семье Ричарда воцарились любовь и согласие. Психологи вдохновились идеей, настрочили десятки статей с новым универсальным рецептом спасения семейных отношений.

Действительно, проявление безоговорочной заботы может быть первым шагом к налаживанию отношений. Это хороший рецепт для людей, которые готовы договариваться и быть вместе. Но любой рецепт имеет противопоказания, то есть варианты, когда он может принести больше вреда, чем пользы.

Например, если дорогая считает себя дороже мужа и договариваться на равных не желает, а хочет командовать и управлять поведением любимого. В данном случае предложение жене «Как мне сделать твой день лучше» вряд ли будет воспринято как шаг к примирению, а скорее всего, как уступка, результат её истерик и обид. Значит, дуться на мужа правильно, ведь он становится «как шёлковый», сразу заботиться начинает. Есть ещё десяток вариантов, где рецепт Ричарда Эванса бесполезен, а иногда и вреден.

Фармацевты обязательно напишут основания и условия применения лекарственного средства. Если у человека сифилис, то анальгин не поможет вылечить эту болезнь — может, только боль уменьшит.

Психологи забывают предупредить, что когда партнёр решил манипулировать и вести себя нечестно, то предложением заботы в ответ такое поведение не «лечится» — может, только уменьшает конфликтность, но кардинально проблему не решает.

Хотя как при лечении сифилиса анальгин может применяться в качестве болеутоляющего, в сочетании с другими лекарствами, так и при решении семейных конфликтов предложение заботы и внимания весьма полезно, но в сочетании с другими шагами по налаживанию отношений. Какими именно?

Тут, как и в лечении болезней, каждая история уникальна, поэтому не существует одной универсальной схемы лечения для всех людей. Значит, и не может быть одного «волшебного» метода решения проблем между людьми. Настолько разные жизненные ситуации, что для одних пар предложение «сделать день лучше» пойдёт на пользу, для других принесёт больше вреда.

И мне кажется, что принцип «не навреди» касается не только медиков, но и психологов. В желании обрадовать людей новым психологическим рецептом счастья не стоит забывать, что любой рецепт имеет побочные эффекты и противопоказания к применению.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: