Почему люди «причиняют добро»?

Непрошеные советы, бестактные вопросы и замечания — явления, с которыми многие из нас знакомы не понаслышке. Эти слова ранят, задевают и раздражают. Но почему люди продолжают «причинять добро», игнорируя чувства того, кому пытаются помочь?

Особенно огорчает то, что множество таких вот «желающих только добра» людей выползают в нелёгкие моменты нашей жизни, когда особенно нужна поддержка.

Например, день рождения новой семьи зачастую омрачается появлением бесконечных советчиков. Это могут быть люди, которые к собственно свадьбе не имеют никакого отношения, но это не мешает им навязчиво делиться соображениями о том, как нужно всё организовать и какое платье невеста «должна» надеть. Но на этом всё не заканчивается, ведь впереди ещё бестактные вопросы вроде «А когда ребёночка?», следом за ним «Когда второго?»

Атаке доброжелателей подвергаются и в другие жизненные периоды. Например, когда зрелая женщина развелась и временно не хочет отношений, так как ей нужно время пережить потерю. В таком случае окружающие очень любят брать на себя инициативу в поиске партнёра (дался ей сейчас этот партнёр, себя бы по частям собрать) и расспрашивать о том, «нашла» ли она кого-нибудь. Или когда женщина внимательно выбирает мужа, ибо не хочет выходить за первого встречного просто потому? что «пора». Тут же стращают репликами типа: «Смотри, довыбираешься, мужиков-то всех приличных расхватают!»

Что с этими «причиняющими добро» людьми происходит, что они так активно нарушают чужие границы и не слышат желаний объекта своей безудержной заботы? И почему их так трудно заткнуть, в конце-то концов?

Причин может быть несколько:

1. Они изо всех сил защищают свою картину мира.

Им очень страшно даже представить, что жить можно по-другому.

Дело в том, что за свои сценарии и установки мы часто платим огромную цену. Когда-то в детстве эти стратегии помогали нам выжить, получить любовь и признание. Например, если в детстве родители поощряли только успехи в учёбе и полностью игнорировали/обесценивали эмоционально-психологическую жизнь ребёнка, то у него сформируется сценарное послание «будь совершенным». То есть счастье наступает только в случае выполнения определённой заложенной родителями программы. И такие люди живут «как надо», получают красные дипломы, устраиваются на «правильную работу» (которая зачастую не приносит ни радости, ни удовлетворения, ни воодушевления), зарабатывают язву желудка, шейный остеохондроз, проблемы в личной жизни, депрессивные состояния и много всяких других прелестей.

И если вдруг такому вот «правильному» встретится человек, который, скажем, позволяет себе жить, методом проб и ошибок искать своё предназначение и идти наперекор тому, как принято (да ещё и имеющий наглость быть в этой стратегии успешным и счастливым) — эффект разорвавшейся бомбы обеспечен. Потому что наш правильный товарищ, получается, всю жизнь отказывал себе в удовольствиях, в экспериментах, в желаниях, а тут вдруг, оказывается, счастливым можно быть и без этих жертв… А вы представляете, как страшно вдруг осознать, что все ваши страдания были напрасны? Что жить можно легко и свободно? Это катастрофически тяжёлые переживания, наравне с утратой смысла жизни. С такими чувствами и свихнуться можно.

И тут на помощь психике приходят разные виды защит. Например, отрицание (нет-нет, всё не так, на самом деле он ни разу не счастлив, давайте поищем проблемы у этого человека). Или наше любимое обесценивание. И тогда правильный товарищ начинает яростно учить жизни, говорить о неправильности чужой позиции, делиться своим секретом успеха, нападать, всячески защищая свой способ жить. Интересно: при таком раскладе страх может настолько ослепить, что нашему правильному товарищу и в голову не придёт, что у каждого формула счастья — своя, и то, что подойдёт одному человеку, совершенно не сработает для другого. А то и вовсе обратный эффект даст. Ну тут уж феномен сужения сознания работает, при котором мы полностью фокусируем всё наше восприятие на актуальной теме и вообще не видим ничего вокруг.

2. Желание быть нужным и полезным.

То есть за чужой счёт повысить самооценку и заткнуть поглубже страх одиночества.

Когда мы даём совет, какими мы себя чувствуем? Умными, знающими, необходимыми. Ведь если я даю совет, значит, у меня есть опыт, знание. Кто-то даже полагает, что мудрость… (По мне, так мудрость не с опытом связана, а с теми выводами, которые мы из прожитых ситуаций делаем. У многочисленных ворчащих и несчастных бабушек опыта жизненного навалом, но почему-то не у каждой из них хочется учиться…) То есть, я-то умнее, чем тот, кому я советую. Кроме того: раз я считаю, что кто-то без моего мнения не справится и что «я лучше знаю», то я нужна и не одинока. Ведь есть же о ком заботиться. Страх одиночества тоже любит глаза закрыть на то, что такая вот форма заботы далеко не всем нужна…

3. Контроль.

Здесь скрыто желание управлять жизнью, чтобы… её не бояться. Если я во что-то не вмешаюсь и не проконтролирую чужую жизнь, то могут случиться всякие непредвиденные обстоятельства. И это страшно.

4. Позиция жертвы.

Это про тех товарищей, которые лезут с советами, чтобы их послали. Потому что тот, кто послал — он неблагодарный, а я хороший, я же помочь хотел. Тут можно и себя пожалеть, и другим нажаловаться, то есть поддержку от них получить в форме сочувствия.

5. Иная культура.

Люди, воспитанные в другой культуре — просто другие. Например, в большинстве южных стран и в маленьких городах дистанция психологическая намного меньше. Особенность такая.

Как бы то ни было, чаще всего «причиняют добро» люди, выросшие в семье с уже размытыми границами. Где, например, мама видела в детях продолжение себя и предпочитала не задумываться о том, где кончается её личность, а где начинается ребёнок. К сожалению, последний вариант встречается очень и очень часто.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: